Комплекс плато Укок
Зал № 112, 220 «Комплекс плато Укок» (мавзолей).
Плато Укок представляет не только природный, но и богатейший культурный пласт загадочного и духовного мира Горного Алтая. Его природно-климатические условия способствовали уникальной сохранности погребальных сооружений: в ряде курганов образовывались линзы льда, заполнившие погребальные конструкции, благодаря чему были естественным образом законсервированы вещи из органических материалов, а в некоторых – мумии людей и лошадей, возраст которых – около 2,5 тысяч лет. Сенсационные находки были сделаны при раскопках мерзлотного погребения в кургане 1 могильника Ак-Алаха-3, оказавшегося захоронением молодой женщины, получившей имя Укокской «принцессы». Она покоилась в позе спящей: на правом боку, со слегка согнутыми в коленях ногами и скрещенными на животе руками. На дне могильной ямы были уложены 6 лошадей в ритуальной упряжи. Отличительной особенностью мумии является богатая татуировка на теле.
В экспозиции «Комплекс плато Укок» представлены подлинные высокохудожественные деревянные украшения и детали упряжи коней, предметы вооружения из могильника Ак-Алаха-1. Мумия «алтайской принцессы№ покоится в саркофаге специальном помещении музея. В экспозиционном зале представлена реконструкция погребального комплекса, демонстрируется манекен женщины в костюме, с веткой можжевельника, символизирующей святость и чистоту. Её окружают оленные камни и каменные изваяния поздних археологических культур.
Мультимедийная система, установленная в экспозиции, предусматривает просмотр видеофильмов, фотографий, схем и других материалов, демонстрирующих историческую реконструкцию скифского времени, видов плато Укок, археологических объектов, процесса раскопок.
Установленная в экспозиции мавзолея акустическая система воспроизводит звуки природы (ветер, крики и пение птиц, животных пр.).
Экспозиционер: ст. научный сотрудник отдела фондов Киреев С. М.
Дизайн экспозиции: Ортонулов И. И., Ортонулов К. И., Ортонулова Е. И.
Атриум.
Экспозиция атриума представляет сочетание природных ландшафтов Горного Алтая с историко-культурной реконструкцией основных видов археологических памятников (изваяния, наскальные рисунки) и элементами живой традиционной культуры алтайского народа.
В западной части атриума рядом с остекленными шахтами лифта размещен традиционный корьевой аил в натуральную величину. Вход в аил согласно традиции обращен на восток – в центральную часть атриума. Около аила справа от входа располагается вертикальная коновязь, имеющая не только утилитарное значение, но и глубокий духовно-мифологический смысл.
В северной части атриума создана инсталляция в виде скалы с петроглифами. Это композиции наиболее известных групп наскальных рисунков Горного Алтая: изображения солярных знаков, птиц, животных, людей, существ подводного и подземного мира. На краю восточной стенки расположен искусственный родник – аржан.
Вдоль южной стенки атриума у нижней галереи размещена композиция подлинных древнетюркских изваяний.
В древности изваяния устанавливались в ритуально-культовых целях в честь мужчин-воинов. На изваяниях отчетливо обозначены детали одежды, в руках изображены небольшие сосуды. Здесь находится самое известное каменное изваяние Горного Алтая – Кезер, ставшее одним из символов тюркской эпохи в Горном Алтае. Около него устроена ритуальная каменная оградка.
Верхний ярус атриума оформлен копиями работ алтайских художников В. Тебекова и Н. Чепокова.
Экспозиционеры: ст. научный сотрудник отдела фондов Киреев С. М., ст. научный сотрудник отдела истории Кыдыева В. Я., к.и.н.
Дизайн экспозиции: Кергилов В. И.