НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

имени А.В. Анохина

Этнография

Залы № 215–217 «Алтайская этнография».

Коренным населением Республики Алтай являются алтайцы (теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы). Уникальна их традиционная материальная и духовная культура, которая представлена в двух залах. Площадь залов более 330,00 кв. м. Экспозиция начинается с показа этнографических карт ХIХ–ХХ веков, планшетов, дающих этнографическую характеристику коренного населения Алтая.

Центральным экспонатом экспозиции является алтайский шестиугольный срубный аил (уменьшенный размер) с внутренним убранством, в котором предметы размещены с соблюдением деления жилища на женскую и мужскую половины. На потолке над аилом размещен алтайский календарь двенадцатилетнего животного цикла. Календарь диаметром 5 м, выполнен в технике резьбы по дереву.

Традиционные тамги–знаки сеоков, рассказывают об институте рода, который пережил все социально-экономические формации и занял свое место в современной культуре алтайцев. Предметы, связанные со скотоводством, охотой, земледелием дают представление о традиционном хозяйственном укладе. Своеобразие культуры народов Алтая характеризует комплекс традиционной одежды алтайцев, кумандинцев, телеутов. Поясные, накосные украшения девушек и замужних женщин являются яркой частью экспозиции.

Уникальная коллекция культовых предметов: шаманских бубнов и одежды, изображения духов-предков шаманов, хранителей домашнего очага представляет раздел, посвященный традиционной религии «кам янг» – шаманизму, который до начала XX века был распространен на всей территории Алтая. Редкие фотографии 20-х гг. XX столетия запечатлели элементы шаманских мистерий.

В 1904 году на Алтае зародилось религиозное движение «ак янг» – (Белая вера). Русские миссионеры и первые исследователи этого движения называли его бурханизмом по имени наиболее важного божества приверженцев новой веры Буркан. Главными фигурами в распространении новой веры «ак янг» становятся её проповедники – ярлыкчи. Они отказались от камлания с бубном, от кровавого жертвоприношения, стали носить белую одежду, гребневидную шапку. В экспозиции показаны одежда ярлыкчи, ритуальные вещи: модель зыбки, ритуальные стрелы, также светильники, колокольчики, заимствованные из буддизма.

Важной составляющей духовной культуры алтайцев является героический эпос – эпический жанр фольклора. Уникальная память сказителя А. Г. Калкина (1925–1998) сохранила эпические тексты, по которым был реконструирован древнейший пласт алтайской культуры. В экспозиции представлены личные вещи сказителя. Привлекает внимание войлочный ковер ручной работы со стилизованными мотивами героического эпоса, размером 4,5 м х 5,0 м. При изготовлении ковра использована шерсть местных овец, натуральных оттенков, без краски.

Изучение, сохранение и популяризация традиционной народной культуры является приоритетным направлением политики в области культуры. С этой целью в Республике Алтай проводятся, ставшие традиционными праздники: Межрегиональный праздник алтайского народа «Эл-Ойын», Межрегиональный фестиваль русского народного творчества «Родники Алтая», праздники коренных малочисленных народов «Jурук Байрам», казахского народа «Наурыз».

 

Экспозиционеры: Кыдыева В. Я., старший научный сотрудник отдела истории, к.и.н.,
Еркинова Р. М., заместитель директора по основным видам деятельности, кандидат искусствоведения.

 

Зал № 218 «Традиционная культура русского населения Горного Алтая».

Проникновение русских из Восточной Европы за Урал началось с конца XVI в. По мере расширения территории Российского государства усилился миграционный поток. Русские переселились в Сибирь, образовав особую группу народа — сибиряков, приобретая в силу проживания в условиях горной страны и постоянного общения с коренными народами практически во всех сферах хозяйственной, общественной и семейной жизни некоторые специфические черты.

История заселения Горного Алтая русскими теснейшим образом связана с историей эсхатологических воззрений старообрядчества. Трагедия церковного раскола дискредитировала идею православной государственности в глазах значительной части населения России XVII–XVIII вв. и одновременно актуализировала поиск религиозной истины и высшей правды в общественных устоях. Раскол в равной мере стимулировал поиск «страны истинной веры» – места, где мечты и предвидения справедливых общественных устоев могут стать явью.

В экспозиции размещены материалы, отражающие традиционную материальную и духовную культуру старожильческого и переселенческого русского населения. Освещается история поэтапного заселения, вольная и правительственная колонизация, характеризуются различные этно-территориальные, диалектные, конфессиональные особенности русского населения, включившие в свой состав украинцев, белорусов, представителей финно-угорских и других народов.

Процесс формирования сельского населения, его хозяйственного занятия, бытовых особенностей, сумевшего в сложных природно-климатических условиях обустроить свой быт, раскрывается через реконструкцию крестьянской избы с окнами с наличниками и ставнями, с печью, с красным углом с иконостасом – «божницей» и т.д. Посетитель может познакомиться с внутренним убранством, надворными строениями, колодцем. В интерьере предметы размещены согласно с установившимися традициями.


В витринах экспонируются предметы бондарного производства, скорняжного дела, кузнечного ремесла, инструменты для обработки льна и конопли для изготовления домотканой материи, берестяная и деревянная утварь. Полно показана традиционная мужская и женская одежда, дополненная уникальной коллекцией тканых поясов с геометрическим орнаментом. Экономическое развитие и товарно-денежные отношения раскрывают денежные знаки XVIII – начала XX вв.

Отдельный раздел экспозиции рассказывает о православии в Горном Алтае. Старообрядчество, история Алтайской духовной миссии, деятельность Русской православной церкви показаны, в том числе, подборкой старопечатных книг, уникальных культовых предметов – икон, нательных и напрестольных крестов.

Экспозиционеры: ст. научный сотрудник отдела фондов Киреев С. М.,
главный хранитель Кучияк Г. Н., хранитель Аргокова А. А.
Дизайн экспозиции: Бучнев Е. В., Савицкая С. С.

 

 
Решаем вместе
Проблемы в сфере экологии и природопользования? Защитим природу вместе

with countdown, watch the official models: 102324 DP41BSVSD. Bvglari diving fake watches UK. BVGLARI DIAGONO Series Fake Watches Roman pillars and arch building design inspiration for the dial and table, richard mille replica iwc replica Omega had the privilage to fully use NASA s all facilities. Having feedback from real professionals, wig shop darylelena installing a common ETA 6497 hand-wound pocket watch movement with sub-dial seconds at 6:00 Here s how it works. The driving wheel is mounted on the extended axle of the third wheel in the going train.