НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

имени А.В. Анохина

Чорос-Гуркин Григорий Иванович

Чорос-Гуркин Григорий Иванович
10нояб2014

     ЧОРОС-ГУРКИН ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ (1870–1937) – родился в 1870 году в с. Улала (ныне г. Горно-Алтайск) в семье алтайца-ремесленника. Рано проявившаяся склонность к рисованию привела его в иконописную мастерскую в местной церковно-приходской школе, где он учился, а затем в Катехизаторское училище в г. Бийске. Выполненные им работы привлекают внимание любителей искусства, и в 1897 году студент Санкт-Петербургской певческой капеллы А. В. Анохин убеждает его ехать в столицу для поступления в Академию художеств. Благодаря случаю, его рисунки попадают к И.И. Шишкину и тот приглашает его в свою мастерскую учеником. Недолгое по времени, но исключительно плодотворное по результатам обучения под руководством знаменитого пейзажиста, дало Григорию Ивановичу прочные профессиональные основы.

     В пейзажной мастерской Академии художеств, куда он был принят в 1899 году после смерти И.И Шишкина в качестве вольнослушателя, принципы реалистического искусства, полученные от учителя, продолжают свое органическое развитие.

     С 1902 года Г. И. Чорос-Гуркин регулярно участвовал в осенних академических выставках, делая сравнительно большие персональные экспозиции в Академии и в «Обществе поощрения художников». Став членом Товарищества передвижных художников, наряду с такими прославленными мастерами как Суриков, Поленов, Савицкий, принял участие в 31-й Московской выставке Товарищества. На ней Г. И. Чорос-Гуркин представил картину «Катунь весной» (1903).

     Приехав на родину, он поселился в селе Анос на левом берегу живописной реки Катунь. Позднее художник выстроил здесь дом, мастерскую, шестигранный аил, разбил большой сад.

     Среди величественных гор, наедине с природой прошли наиболее плодотворные годы жизни Г. И. Чорос-Гуркина. В этот период (1906–1916) он создает лучшие свои произведения: «Сосна Аската» (1906), «Хан-Алтай» (1907), «Озеро горных духов» (1910), «Корона Катуни» (1910), «Водопад Балыкту-Суу» (1912), «Юрта в саду художника» (1912).

     За десять с небольшим лет состоялось шесть его персональных выставок в городах Сибири: 1907–1908 г. – в г. Томске ,1911 гг. – в Томске, Иркутске, Красноярске, Барнауле, 1915 г. – в Томске. Эти, так называемые, «Гуркинские недели» явились большим событием в культурной жизни Сибири, настоящим праздником живописи. «У Сибири появился, наконец, свой художник», – писала в то время пресса. Григорий Иванович стал первым живописцем, который ввел эстетику пейзажа Сибири в русское искусство.

     Г. И. Чорос-Гуркин не ограничивался чисто художественной деятельностью, а выступал еще с литературными произведениями на страницах газет «Сибирская жизнь», «Жизнь Алтая».

     Стараясь найти образы и мотивы для своего творчества, Г. И. Чорос-Гуркин много ездил по Алтаю: писал этюды, делал множество натурных зарисовок, набросков, обдумывая замысел будущих своих полотен, что говорило о серьезном намерении воплотить их в жизнь. Наиболее плодотворной была поездка в 1908 году вокруг священной горы алтайцев Уч-Сумер – Белухи. В 1912 году предпринята поездка в самые дальние уголки Алтая, где еще сохранились места с характерным для алтайцев укладом культуры и быта.

     1917–1919 гг. он возглавил национально-освободительное движение алтайцев, которое выдвигало такие общедемократические требования как политическое равноправие и самоуправление, свобода языка, культуры и т.д. Дважды был арестован. Из-за нестабильной политической ситуации эмигрировал в Монголию, затем в Танна-Туву. Разлука с родиной длилась почти 6 лет (1919–1925 гг.). В эти годы мастер по-прежнему много работает, пишет пейзажи, портреты, запечатлевает в карандаше и красках характерные особенности природы Монголии и Тувы.

     Осенью 1925 года Г. И. Чорос-Гуркин возвращается на родину. В начале 1926 года он с успехом проводит в городе Новосибирске свою первую при Советской власти выставку. Становится членом Всесибирского общества художников «Новая Сибирь». В том же году он принимает участие сразу в двух выставках, проходивших в г. Москве: в восьмой выставке Ассоциации художников революционной России (АХРР) «Жизнь и быт народов СССР» и в «Сибирской выставке», организованной Обществом по изучению Урала, Сибири и Дальнего Востока. Много сил и времени Г. И. Чорос-Гуркин отдал просветительской и педагогической деятельности. По его инициативе открываются музей, национальное издательство, художественная школа для талантливой молодежи. Иллюстрирует первые учебники, книги, рисует плакаты.

     11 октября 1937 года Г. И. Чорос-Гуркин, выдающийся художник, сын своего народа был расстрелян как «враг народа».

     В 1956 году Г. И. Чорос-Гуркин был реабилитирован.


 

Решаем вместе
Проблемы в сфере экологии и природопользования? Защитим природу вместе

with countdown, watch the official models: 102324 DP41BSVSD. Bvglari diving fake watches UK. BVGLARI DIAGONO Series Fake Watches Roman pillars and arch building design inspiration for the dial and table, richard mille replica iwc replica Omega had the privilage to fully use NASA s all facilities. Having feedback from real professionals, wig shop darylelena installing a common ETA 6497 hand-wound pocket watch movement with sub-dial seconds at 6:00 Here s how it works. The driving wheel is mounted on the extended axle of the third wheel in the going train.